Оценка качества результатов воспитания
Личностный рост школьника – это процесс усвоения им новых социально-значимых знаний, развития его социально-значимых отношений и накопления им опыта социально-значимого действия. Социально значимое знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п. Процесс усвоения этих знаний – важная составляющая личностного роста ребенка. Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им следовать в различных обстоятельствах жизни, то есть ценит их. Поэтому личностный рост – это еще и развитие социально значимых отношений ребенка, позитивных отношений к базовым общественным ценностям. Но и готовность, намерения, – это еще не вся личность. Свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социально значимое действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. В качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать специальную "Карту наблюдений" "Карта педагогических наблюдений" – это таблица, состоящая из 4-х колонок. Колонка 1. «Предмет наблюдения». Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста школьников, которые могут стать предметом вашего наблюдения. Колонка 2. «На что важно обратить внимание». Здесь приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе осуществления наблюдения. Эти вопросы - своеобразный ориентир, который поможет вам вести осмысленное наблюдение за вашими воспитанниками, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков. Колонка 3. «Необходимые текущие заметки» (заполняется постепенно, по мере необходимости). Эта колонка предназначена для ваших текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого вами поведения ваших воспитанников. Колонка 4. «Выводы» (заполняется по итогам 2-хлетнего цикла наблюдений). Это, в первую очередь, выводы о тех проблемах личностного роста ваших школьников, над которыми вам предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, постарайтесь обратить внимание на следующее: - удовлетворены ли вы характером и объемом тех социально значимых знаний, которые вы наблюдаете у школьников вашего класса, достаточен ли он для детей этого возраста? - удовлетворены ли вы характером отношения класса и отдельных школьников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в классе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет склонность меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся школьники)? - какова общая динамика развития личности ваших воспитанников за последние 2 года? - каковы наиболее острые, на ваш взгляд, проблемы, над чем предстоит работать в дальнейшем?
Категория: Семинары | Добавил: lanalider85 (11.Окт.2018)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0